Вы не вошли.

#1 07.11.2009 23:45:12

globus
Забанен
Зарегистрирован: 20.09.2008
Сообщений: 4,600

Модификации тела и проблемное поведение

ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К МОДИФИКАЦИЯМ ТЕЛА С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ
Автор: Н.А. Польская

Рассматривается проблема модификаций тела. Молодые люди, имеющие различного рода модификации тела, более отчетливо демонстрируют такие аспекты проблемного поведения, как аутоагрессивные, самоповрежденческие наклонности, употребление психоактивных веществ, часто сопровождающиеся непродуктивным характером совладания со стрессом на эмоциональном уровне.
Ключевые слова:модификации тела, стратегии совладания, проблемное поведение
В последние годы модификации тела (body modification) привлекают к себе повышенный интерес общества в. качестве новых экстравагантных тенденций современной моды. Феномен модификаций тела занимает особое место в сфере социальных исследований: с одной стороны, оставаясь малоизученным и, соответственно, теоретически и методологически непроясненным, с другой стороны, он, несомненно, является актуальным и требующим пристального научного внимания.
В наиболее обобщенном виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификациям тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей.
Что представляют собой модификации тела как психологический феномен: одну из новейших практик экстремального пограничного поведения, результат «культурной патологии» или результат кризиса идентичности, поисков себя и референтного социального окружения?
Зарубежные исследователи отмечают, что модификации тела позиционируются как некие утонченные способы личностного роста для избранных.
С. Джефрис выступает с критикой подобных воззрений, подчеркивая, что по сути модификации тела представляют собой самоповреждения (self-injury) — умышленные несуицидальные повреждения или изменения тканей тела, нередко практикуемые в маргинальных слоях общества: среди гомосексуалистов, инвалидов, детей и взрослых, пострадавших от сексуального насилия. По мнению данного автора, практика самоповреждений в рамках современной индустрии моды приобретает новые определения: «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт». Для объяснения самоповреж¬дений активно привлекаются постмодернистские понятия «переписывания» истории тела и «трансгрессии» за пределы его границ.
Социокультурные источники современной индустрии модификаций тела (татуировка, клеймение, пирсинг, шрамирование) усматриваются в двух сферах: гей-культуры и панк-культуры. Особый резонанс идеи этих субкультурных групп приобретают в 1970-е гг.; для их реализации, в частности, привлекаются радикальные способы модификаций тела. В этом контексте модификации тела превращаются в язык, понимание которого доступно посвященным. Пирсинг, татуировка, клеймение выполняют социальную функцию определения границ и выражения идеологического содержания взглядов субкультурной группы.
В. Питтс анализирует такую практику модификаций тела, как пирсинг, брэндинг (клеймение), нанесение порезов, татуировку в контексте субкультурных проблем на примере групп женщин, гомосексуалистов, современных примитивистов и кибер-панков.
Понимание социальных и психологических механизмов модификаций тела связывается с необходимостью изучения проблем самоуважения и самопринятия сформированности представлений о собственном теле и дихотомии потребностей — иметь «нормализованное» тело, т.е. тело, отвечающее нормативным представлениям, и иметь «красивое» тело, т.е. тело улучшенное, украшенное. Особое место модификации тела занимают в исследованиях по биоэтике: обсуждается проблема законодательного урегулирования разрешений на такие модификации тела, которые влекут за собой тяжкие необратимые телесные повреждения (например, ампутации без медицинских показаний).
Психологической стороне модификаций тела посвящены исследования данного феномена в структуре факторов риска проблемного поведения подростков. Исследователи приходят к выводу, что наличие модификаций тела коррелирует со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами, сексуальными отношениями, фактами насилия и школьными проблемами. В исследовании взаимосвязи наличия татуировок с референтным окружением было установлено, что татуировки у членов семьи и друзей имеют положительную корреляцию с наличием татуировок у респондентов. Эти данные подтверждают, что принятие решения о каких-либо модификациях своего тела осуществляется под несомненным субкультурным влиянием.
Изучение подростков, имеющих пирсинг и татуировки, приводит исследователей к выводу, что такого рода украшения связаны с поведением, подрывающим здоровье. Выявлено, что эти подростки испытывают трудности в школьной интеграции, чувствуют большую близость к друзьям и меньшую поддержку со стороны родителей, чем их сверстники, не имеющие подобных модификаций.
В теории проблемного поведения Р.Джессора различного рода рискованные действия подростков (употребление психоактивных веществ, например) рассматриваются с точки зрения функциональных проблем взросления. Рискованные действия могут быть инициированы потребностью привлечь к себе внимание, выразить социальный протест, получить удовольствие или опыт новых ощущений, интегрироваться в желаемое субкультурное сообщество.
Теория копинга позволяет рассмотреть модификации тела с точки зрения продуктивных и непродуктивных способов совладания с жизненными трудностя ми. Согласно исследованиям Р. Лазаруса, С. Фолкмана, Э. Хайма, существенную роль при оценке тех или иных стрессовых событий играет не реальная степень опасности самой стрессовой ситуации, а оценка собственных ресурсов совладания с ней. В случае оценки собственных копинг-ресурсов как неадекватных стрессовое событие воспринимается как угроза. Оценка стрессового события как угрозы коррелирует с отрицательной психологической и соматической адаптацией, тогда как оценка этого события как проблемы коррелирует с положительной психологической и соматической адаптацией. Оценка, переработка и формирование определенного психологического ответа на стрессовое событие определяется характером и особенностями копинг-стратегий. Э. Хайм рассматривает три уровня копинг-стратегий: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, выделяя продуктивный, относительно продуктивный и непродуктивный типы совладания.
ЦЕЛЬ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Наше исследование было направлено на изучение психологических аспектов модификаций тела. Модификации тела рассматриваются с точки зрения факторов риска проблемного поведении. Гипотеза основывается на предположении, что молодые люди, имеющие модификации тела, в отличие от сверстников чаще реализуют непродуктивные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями. Модификации тела в таком случае отражают трудности социальной адаптации и совладания со стрессорами и выступают признаком проблемного поведения с высоким риском развития аутодеструктивных форм поведения. Данное предположение исходит из теорий проблемного и копинг-поведения и определяет основные задачи исследования: 1) установление взаимосвязи модификаций тела с типичными признаками проблемного поведения, учитывая такие показатели, как осознанная склонность к риску и самооценка некоторых своих эмоциональных реакций; 2) раскрытие характера копинг-стратегий молодых людей, имеющих модификации тела.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТУЕМЫЕ
Для проведения исследования была разработана анкета (Н.А.Польская, А.П.Кабанова), включающая 22 вопроса и направленная на изучение представлений респондентов о модификациях тела и выявление признаков проблемного поведения, в частности опыта употребления психоактивных веществ, самоповрежденческих и рискованных действий.
Первый блок включал вопросы, связанные с отношением респондентов к данной проблеме, наличием и типом собственных модификаций тела. Второй блок вопросов был направлен на выявление опыта или готовности к проблемному поведению и самоповреждениям, которые, по мнению исследователей, непосредственно связаны с готовностью к модификациям тела. В данном блоке были отражены проблемы, традиционно считающиеся признаками поведения повышенного риска (употребление алкого ля, наркотических веществ, курение, занятия экстремальными видами спорта, аутоагрессивные мысли и действия). Для изучения копинг-поведения использовалась методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма.
В исследовании приняли участие 100 человек (95 девушек и 5 юношей) в возрасте 18 — 21 лет. Экспериментальную группу составили 50 человек — участников и гостей рок-фестиваля, имеющих модификации тела (пирсинг, татуировки, декоративные шрамы); из них 41 человек имел пирсинг на видимых зонах тела и 1 — на интимных зонах; постоянную татуировку на видимых зонах тела имели 15 респондентов и 4 — на интимных зонах; декоративные шрамы были у 8 респондентов. В контрольную группу вошли 50 человек, студентов вузов г. Саратова, не имеющих модификаций тела.
Незначительно более высоким было согласие с тем, что повседневные трудности и заботы вызывают раздражение; большее число респондентов из контрольной группы считает, что некоторые их поступки причиняли боль и страдание их близким, и в два раза больше респондентов из контрольной группы получали от окружающих замечания, что слишком нервничают из-за мелочей. Эти данные позволяют предположить, что респонденты из контрольной группы более чувствительны к оценкам и реакциям своих близких и более непосредственны в выражении своих чувств, тогда как респонденты из экспериментальной группы более эмоционально обособлены. Если в первом случае мы бы охарактеризовали самооценку собственных эмоциональных реакций как более спонтанных и являющихся проявлениями экстраверсии, то во втором — как более контролируемых (ритуализированных) и являющихся проявлениями интро-версии.
Выявленные корреляции позволяют заключить, что в группе молодых людей, имеющих модификации тела, знакомство с наркотическими веществами по сути имеет самоповрежденческий характер, тогда как для респондентов из контрольной группы опыт знакомства с наркотиками представляет собой, возможно, одну из форм рискованного, экстремального поведения, связанного с поиском острых ощущений. Респондентами из экспериментальной группы пирсинг, татуировка и т.д. используются как один из способов снятия стресса, к которым также можно отнести употребление различных психоактивных веществ; экстремальные модификации воспринимаются, по всей видимости, в контексте экспериментирования с различными формами риска. Референтное окружение закрепляет и поощряет использование модификаций как способ преодоления стрессогенных переживаний. Для респондентов из контрольной группы склонность к самоповреждениям носит более осознанный, а значит, управляемый характер, тогда как для респондентов из экспериментальной — более стихийный, импульсивный.
Другими словами, полученные данные отражают самоповрежденческий характер проблемного поведения, демонстрируемый респондентами из экспериментальной группы, тогда как данные по контрольной группе преимущественно привлекают внимание к такому фактору проблемного поведения, как риск.
В отношении характера и выраженности доминирующих стратегий совладеющего поведения в экспериментальной и контрольной группах были получены следующие результаты : и в экспериментальной, и в контрольной группе прослеживается склонность к самоповрежденческим и рискованным действиям. В экспериментальной группе была выявлена явная готовность к рискованным действиям, направленным на собственное тело. Попытки самостоятельного изменения своего тела (нанесение шрамов, проколов, постоянных татуировок), сознательные желания нанести себе повреждения, аутоагрессивные реакции под влиянием сильных эмоций, суицидальная на строенность — все это указывает на наличие эмоциональных и поведенческих проблем, которые и составляют основу непродуктивных копинг-стратегий.
Полученные нами результаты позволяют предположить, что в среде подростков и молодых людей, имеющих модификации тела, доминируют социальная и физическая формы риска.
Таким образом, формирование личностной предрасположенности к модификациям тела, помимо особенностей взросления, связано с особенностями эмоционального реагирования. Это подтверждают полученные нами результаты изучения копинг-стратегий: в экспериментальной группе выявлена отчетливая тенденция к использованию непродуктивных способов совладания с трудными ситуациями на эмоциональном уровне. Можно предположить, что в основе модификаций тела лежит высокая интенсивность негативных переживаний, разрядка которых достигается через различные способы рискованных действий, в частности посредством достаточно болезненных процедур модификаций.
Выявленная тенденция к непродуктивным эмоциональным способам совладания со стрессом в группе молодых людей, имеющих модификации тела, подтверждает наше предположение о том, что модификации тела могут выступать как способ непродуктивного совладания. Склонность к модификациям отражает неконструктивный по своей сути способ эмоциональной реакции на стресс. Неблагоприятные обстоятельства не преодолеваются, а «закрепляются» в виде своеобразных меток: татуировок, проколов, шрамов, а иногда и более серьезных увечий. В таком случае склонность к модификациям тела может быть проанализирована с точки зрения эмоциональной уязвимости, являющейся, по всей видимости, одной из доминирующих особенностей личности, склонной к модификациям тела.
ВЫВОДЫ
Индивидуумы, склонные к различного рода модификациям тела, более отчетливо демонстрируют такие аспекты проблемного поведения, как аутоагрессивные, самоповрежденческие наклонности, употребление психоактивных веществ. Склонность к проблемному поведению, нередко проявляющаяся в подростковом и юношеском возрасте, может развиваться в форме экспериментирования с различными видами риска. Модификации тела представляют одну из таких форм с акцентом на самоповрежденческом характере рискованных действий. В группе молодых людей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень переработки стрессовой ситуации, что находит свое выражение в непродуктивном характере совладения со стрессом на эмоциональном уровне. Психологический механизм модификаций тела управляется двумя группа¬ми факторов: эмоциональными и поведенческими, которые оказывают влияние на особенности и характер социальной адаптации.

Offline

Подвал раздела

Под управлением FluxBB